Мастер – класс по лепке из солёного теста.
Тема: «От зёрнышка до каравая».
Провела воспитатель: Брыкалина Г.В
Цель : ознакомление с различными технологиями в лепке из солёного теста, развитие познавательных интересов в создании новых форм, воспитывать интерес к изучению и познанию окружающего мира через вылепленные образы.
Билингвальный компонент: нан –хлеб, ұн-мука, дән- зерно.
Задачи: Формировать навыки скатывания и раскатывания солёного теста.
Обучать способу лепки объёмной фигуры . Развивать творчество, инициативу и самостоятельность при выборе способов оформления изделий (украшение каравая-косами, переплётами, сетками, жгутами, налепами и дополнительными художественными материалами), развивать интерес к экспериментированию с формой, мелкую моторику и синхронизацию обеих рук.
Воспитывать бережное обращения с хлебом и уважительное отношение к людям, которые его растят и выпекают.
Предварительная работа: Рассматривание картинок и иллюстраций «Зерновые культуры».
Исследовательские опыты с хлебными злаками, мукой, тестом. Обогащение представлений детей о труде людей, кто выращивает и выпекает хлеб.
Методы и приёмы: Словарная работа – применение устного народного творчества. Пальчиковая игра «Мельница». Физкультминутка «Замесим тесто». Д/игра «Назови правильно». Использование наглядностей: хлебный колос, зёрна пшеницы, мука, тесто.
Совместная деятельность воспитателя, детей. Работа с солёным тестом. Уточнение этапов работы. Самостоятельный выбор оформления работ дополнительными художественными материалами (художественный дизайн).
Ход работы:
Сегодня у нас занятие мастер – класса по тестопластике.
Сейчас я загадаю загадку , а вы, отгадав её, узнаете, что мы будем сегодня делать.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился.
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку, и в тесто.
В магазине занял место (Колос).
Говорить мы будем с вами о хлебе и отношении к нему.
Ребята, кто знает, откуда берётся хлеб? (высказывания детей).
Да, у хлеба не лёгкий и долгий путь, который он проходит от зёрнышка - до каравая.
На столе у воспитателя лежат: зёрна пшеницы, колосок, мука, тесто.
Дети с воспитателем вспоминают весь процесс произрастания хлебных злаков. Объясняя и показывая при этом, как получается из маленького зёрнышка много зёрен, затем они превращаются в муку, а из муки в тесто. И только после этого можно готовить тесто и выпекать хлеб.
Вспомнить с детьми, что нужно добавить в муку, чтобы замесить тесто (дети рассказывают).
Итак, путь хлеба очень сложный и долгий процесс. И много людей старается, чтобы приготовить для всех этот вкусный и полезный хлеб. А сейчас поговорим о том, как нужно относиться к хлебу и людям, которые его выращивают и пекут (высказывания детей о бережном отношении к хлебу).
Сделать вывод: хлеб нужен каждому человеку на земле.
«Ничего дороже нет, чем тёплый хлеб на этом белом свете».
Дети, сегодня мы вместе с вами станем пекарями и приготовим красивый каравай из солёного теста.
А сейчас прежде, чем приступить к работе. Разогреем свои пальчики.
Пальчиковая игра «Мельница».
За работу жернова,
Зёрна перетрём, сперва!
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай!
Крепче трём зерну бока,
Получается мука! (трём ладонь о ладонь круговыми движениями, сначала в одну, затем в другую сторону).
Дети с воспитателем раскатывают «колбаски» для жгутов и косичек, которые будут использованы для украшения каравая.
Во время работы звучит лёгкая музыка.
Проведение физкультминутки: «Замесим тесто».
«Ой, ладошки, ладушки,
Мы печём оладушки.
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно.
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на стол.
Тесто побежало,
Начинай сначала».
После того как каравай будет слеплен, нужно его оформить, применяя различные способы украшения (переплёты, жгуты, косы, сетку, налепы).
Затем используя современный художественный декор: бисер, блёстки, стразы, бусины, гель с блестками и т.п., украсить самостоятельно поделку. Развивая при этом выдумку, фантазию, творческие способности. Дети принимают участие вместе с воспитателем в украшении, используя колпачки от фломастеров, пуговицы с различными рисунками.
Словесная игра «Скажи правильно» (вопросы и ответы)
Как называется:
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Поле с рожью – ржаное.
Каша из овса – овсяная.
Хлеб из ржи – ржаной.
Каша из гречки – гречневая.
Поле с овсом – овсяное.
Каша из пшена – пшенная.
Поле с пшеницей – пшеничное.
После выполнения задания все рассматривают готовые караваи, любуются красотой и своей неповторимостью. Радуются успехам своим и товарищей.